Согласитесь, что ваш успех как копирайтера напрямую зависит от знаний и опыта, а также от умения общаться с заказчиком.
Давайте поговорим о том, как построить продуктивные отношения с заказчиками.
Обязательно сохраняйте всю деловую переписку. Я рекомендую завести отдельную папку для хранения писем и файлов для каждого заказчика. Вы должны владеть историей ваших отношений: четко понимать, когда и что вы делали, переделывали, когда отправляли отчет, когда получили предоплату, сколько статей написали и др.
После выполненной работы и размещения ее в интернете обязательно сохраните ссылку – так формируется авторское портфолио.
Если вы отправляете письмо администрации сайта с предложениями о сотрудничестве и вам ответили, то обязательно выясните, с кем именно вы разговариваете, как обращаться к человеку и каким образом ваша переписка может повлиять на ваше сотрудничество с этой компанией.
Иногда ваше письмо попадает к менеджеру, от которого не зависит решение о вашем сотрудничестве. В таком случае, вы можете узнать имена и контактные данные руководителей соответствующей структуры.
Обращайтесь к человеку так, как он вам сам представился или был представлен другим человеком. Невежливо в деловых отношениях называть Александра Сашей, а Машу Машенькой.
После первого звонка от вашего предполагаемого клиента занесите его данные в список контактов. При встрече или электронной переписке всегда здоровайтесь и прощайтесь.
При исходящем от вас звонке по телефону всегда представляйтесь и спрашивайте, удобно ли человеку разговаривать с вами.
Избегайте профессиональной лексики. Профессиональную лексику используйте при общении с коллегами, а не с заказчиками.
Здесь может ждать некоторая ловушка. Дело в том, что заказчики часто сами используют профессиональную лексику и профжаргон при общении с копирайтерами. Если это так, то вы должны удостовериться, что под одним и тем же словом вы и ваш заказчик понимаете одни и те же предметы или явления.
Не стесняйтесь задавать вопросы, чтобы установилось понимание. Убедитесь, что «тысяча знаков» для вас и вашего заказчика – это одинаковый объем текста (с пробелами или без пробелов), срок продолжительностью неделю составляет одинаковое количество дней (рабочие или календарные) и др.
Договоритесь с заказчиком о том, что при общении по электронной почте, вы отвечаете сразу после получения информации. Например, заказчик вам отправил письмо с замечаниями. Понятно, что на устранение замечаний вам потребуется время. Сразу отправьте ответ о том, что замечания получили и приняли в работу.
Или отправили заказчику готовый текст, пусть он сразу ответит, что его получил, даже если не просмотрел и пока не готов его прокомментировать.
Эта простая договоренность сделает ваше общение более спокойным и стабильным. Поверьте, много статей так потерялось из-за того, что заказчик ждал письма, а копирайтер, отправив статью, долго ждал ответа. В результате, все друг другом недовольны. Учитесь на чужих ошибках.
На первом этапе при получении заказа ваша задача – получить четкое техническое задание. Вы должны отлично представлять себе задачу, вид текста, желаемый объем, целевую аудиторию, требования по ключевым словам и т.д.
Иногда можете столкнуться с ситуацией, когда заказчик толком не может сформулировать техническое задание. Еще хуже, когда заказчик вообще четко не понимает, что ему нужно. Такое бывает.
В этом случае, вам не нужно теряться. Берите ситуацию в руки, объясните заказчику, что вам необходимо совместно понять, что и как нужно сделать. Если вы как копирайтер не понимаете задачу, то задавайте вопросы до тех пор, пока вы четко не поймете, что нужно сделать.
Если заказчик говорит, что ему все равно, тогда предложите свой, удобный для вас вариант и дождитесь согласия заказчика. Если вы ведете устные переговоры, обсуждая все детали работы, то обязательно оформите техническое задание письменно или по электронной почте.
Относитесь к заданию как к договору. Предмет договора должен быть понятен обеим сторонам.
Не назначайте цену за выполненное задание до тех пор, пока не понимаете этого задания.
При общении с заказчиком не используйте уменьшительно-ласкательных форм слов. Например: списочек, табличка, текстик, ключик, статейка.
Старайтесь не использовать слов, которые иногда позволяете в разговорной дружеской беседе: океюшки, фигня, отстой и др. Не буду продолжать этот список, вы поняли, о чем идет речь.
Избегайте категоричности, будьте тактичны. Ваша критика должна быть конкретной. Например, если вы оцениваете текстовый контент сайта и предлагаете свои услуги, то сделайте упор на том, что и как вы можете улучшить, а не на том, как все отвратительно и ужасно было до того, как сайт попал к вам. Вашей целью должен быть профессионализм, а не самолюбование.
Придерживайтесь этих простых правил для успешного общения с заказчиками. А мы продолжим тему в следующих статьях. Следите за обновлениями.
Займитесь копирайтингом с умом!
Автор: Светлана Каминская